Искусство ковроделия, как традиционный промысел, уходит своими корнями в глубокую древность. Секреты мастерства передавались из поколения в поколение, от матери к дочери.
Ковры как произведения искусства сохранили свои традиции и технологию выработки от прошлого до наших дней. Восточные ковры ручной работы носят национальный характер и высоко ценятся, как семейные реликвии. Они отличаются высокой прочностью и долговечностью (срок эксплуатации ковров более 100 лет).
В фондах Дербентского музея-заповедника хранится коллекция «Ковры, ковровые изделия и мягкий инвентарь». В неё входят ковры Южного и Северного Дагестана, Северного Азербайджана и Туркмении, в основном, конца XIX, начала и середины XX вв. В зависимости от назначения каждый из них имеет своеобразную структуру ткани, рисунок и колорит.
Родиной восточного ковра с полным правом можно назвать древнюю Персию. Классическим ковровым дизайном персидских ковров является поле, составленное из небольших квадратов, в каждом из которых можно увидеть различные элементы сада. Что интересно, ни один квадрат не повторяется - все рисунки уникальны: здесь вы можете рассмотреть деревья, птиц, зверей, а линии, разделяющие квадраты, символизируют водные каналы.
Так как религия - основа жизни восточного человека, одним из наиболее ценных дизайнов восточных ковров считается молитвенная арка, изображающая вход в мечеть и символизирующая некий приход к Богу. Очень часто в ее внутреннем пространстве изображается древо жизни - один из основных элементов персидского ковра. Этот очень популярный ковровый дизайн подразумевает в восточной культуре вечную жизнь. Аналогом на тему древа жизни является так называемая Ваза Бессмертия - большая ваза с цветами.
В Дербентском музее-заповеднике в экспозиции отдела «Ковры и декоративно-прикладное искусство» под №КП-1014 находится ковер, который относится к коврам типа «Древо жизни». Это ковер начала XX в., шерстяная нить которой окрашена естественными красителями, чем он очень и ценится. На бежевом фоне изображен михраб, что символизирует обращение к Богу. В центре ковра расположена ваза, похожая на греческую урну с ручками - Ваза Бессмертия. В вазе стоят цветы, возвышающиеся до верхней арки. В сочетании с ветвями вечнозеленого кипариса по углам основного поля они символизируют вечную жизнь и скорбь одновременно. Ковер окаймлен тремя полосами, средняя полоса широкая: на бежевом фоне - растительный орнамент. Считалось, что краями ковра ограничено чистое пространство и, стоя на таком ковре, молящийся уже отделен от окружающей «скверны». Любуясь этим ковром, можно не только насладиться роскошью и красотой его узоров, но и ощутить его богатый внутренний мир, наполненный бесконечным смыслом.
Орнамент «Древо жизни» встречается также в изделиях резьбы по дереву и металлу.
Сегодня в ковроткачестве возрождаются традиции и возвращаются технологии 200-300-летней давности, когда узелки завязывались вручную, красители использовались только натуральные, а орнамент передавался от поколения к поколению.
В экспозиции музея «Ковры и декоративно-прикладное искусство» есть много интересных экспонатов - ковров и ковровых изделий, предметов декоративно-прикладного искусства.
Приходите и приобщайтесь к музейной культуре, историческому и культурному наследию народов Дагестана.